-
- 1С
- Бизнес-решения
- Облачные решения
- Облачные продукты Облачные продукты
- Выделенные серверы Выделенные серверы
- Безопасность данных Безопасность данных
- Аутсорсинг
- Компания
Сегодня все движутся к облачному миру. Это может быть публичное, гибридное или частное облако. Даже консерваторы приняли, что вероятность утраты данных, хранимых в облаке, значительно меньше, чем в локальной сети с кое-каким бэкапом. Для профессионалов же преимущества очевидны: повышенная мобильность приложений, упрощенная масштабируемость и гибкость в использовании ресурса. При этом если вы хотите одни рабочие нагрузки оставить в локальной среде, а другие – переместить в облако, вам подойдет гибридная инфраструктура, которая сочетает в себе преимущества обеих моделей.
Существует четыре главные вида договоров облачного сервиса, которые могут соответствовать вашим потребностям в зависимости от размера бизнеса, решений, которые вы хотите разместить, и так далее:
Инфраструктура как услуга (IaaS). Модель облачных вычислений, которая позволяет предприятиям за ежемесячную абонентскую плату пользоваться ИТ-инфраструктурой, которая находится в ЦОДе провайдера: серверами, системами хранения и резервного копирования, сетью. Вам больше не нужно приобретать собственное компьютерное оборудование, устанавливать его и обслуживать. Компании, заключающие договор IaaS, выигрывают от повышения гибкости: они могут увеличить или уменьшить свое потребление в соответствии со своими потребностями. Конечный пользователь должен настроить и управлять платформой и средой, развертывать приложения на ней. Примеры IaaS: AWS (EC2), GCP (CE), Microsoft Azure (VM).
Платформа как услуга (PaaS). Позволяет компаниям иметь быструю вычислительную среду, полностью информируя их о приложениях, которые они устанавливают, настраивают и используют. PaaS хорошо подходит для хостинга приложений, которые не подходят для модели SaaS. Разработка и эксплуатация приложений возможна без какого-либо беспокойства, обновления платформы и базового программного обеспечения – все это полностью поддерживается поставщиком. Преимущества очевидны: доступ к платформе осуществляется напрямую через веб-браузер без установки плагина, выполнение приложения осуществляется на той же платформе, предоставляемой удаленно, и через веб-интерфейс вашего хоста. Примеры PaaS: Google App Engine, CloudFoundry, Heroku, AWS (Beanstalk).
Программное обеспечение как услуга (SaaS). Это самая простая и самая популярная облачная модель для использования одного или нескольких приложений. Заключив договор услуг SaaS, компании получают к ним доступ с любого подключенного компьютера с помощью простого веб-браузера, при этом лицензию покупать не нужно, программное обеспечение обновляется без вашего участия. Лучший пример SaaS - GMAIL. Команда Google управляет всем, мы используем приложение через любой клиент или браузер. Другие примеры: 1С и Salesforce.
«Рабочий стол как услуга» (DaaS). Это технология виртуализации ИТ-инфраструктуры, которая позволяет предприятиям получать доступ к виртуальному рабочему столу через защищенный веб-портал. Все бизнес-приложения и пользовательские ресурсы размещаются в облаке и доступны в один клик при простом подключении к интернету. Вы получаете мобильность, поскольку можете в любое время получить доступ ко всему своему программному обеспечению с любых устройств (ПК, планшет, смартфон). Вы получаете выгоду от мощных вычислений без каких-либо вложений и контролируете свой бюджет в соответствии со своими потребностями.
Некоторые эксперты различают разновидности этих моделей, а именно:
Контейнер как услуга (CaaS). Это облачная виртуальная инфраструктура на основе контейнеров, в которой механизмы контейнеров, оркестровка и базовые вычислительные ресурсы доставляются пользователям как услуга от облачного провайдера. Google Container Engine (GKE), AWS (ECS), Azure (ACS) и Pivotal (PKS) являются примерами CaaS.
Функция как услуга (FaaS). Предоставляет платформу, позволяющую заказчикам разрабатывать, запускать и управлять функциональными возможностями приложений без сложностей построения и обслуживания инфраструктуры. AWS (Lamda), Google Cloud Function — примеры Faas.
Вопрос информационной безопасности и конфиденциальности становится главным при любом виде аутсорсинга. Отношения успешного аутсорсинга настроены на долгосрочность и доверие к обслуживающей компании. Тем не менее следует подготовить детальный договор на услуги облачные. В традиционном договоре об ИТ-аутсорсинге отношения регулируются Соглашением об уровне оказываемых услуг между двумя сторонами: Клиент и Провайдер.
Стандарт эталонной архитектуры облачных вычислений ИСО / МЭК 177891 предусматривает роль Партнера облачного сервиса. Партнер облачных услуг является стороной, занимающейся поддержкой деятельности клиента или провайдера облачных услуг. Соглашения об облачных услугах (CSA) предназначены для установления четких ожиданий в отношении обслуживания между клиентом и провайдером облачных услуг, но также должны существовать между клиентом и другими облачными организациями, такими как облачный оператор, облачный брокер и даже облачный аудитор. Одной из партнерских ролей, которая особенно важна для CSA и SLA, является облачный аудитор. Маловероятно, что клиент имеет непосредственное представление о работе поставщика облачного сервиса, особенно в отношении таких аспектов, как безопасность и защита конфиденциальных данных. Сосредоточимся на требованиях, которые являются общими для всех моделей взаимодействия:
Гарантии CSA должны быть определенными, объективными и измеримыми с помощью масштабированной матрицы штрафов, которая описывает случаи нарушений провайдером.
Политика допустимого использования определяет, как клиент может использовать сервис, и какие действия может предпринять провайдер в случае нарушения клиентом.
Список отказа от ответственности указывает, что представляет собой незаконное использование.
Избыточное использование. Использование сверх пороговых значений по контракту повлечет за собой рост стоимости. Клиенты должны правильно определить свои требования и понять, что будет в том случае, когда ими будет превышен порог использования.
Активация услуги. Время, когда услуга становится активной, должно быть точно определено, чтобы обеспечить «отправную точку» для измерения производительности.
Модель оплаты должна быть определена, обычно в виде ежемесячной абонентской платы или платы за использование.
Управление версиями. Провайдером могут быть добавлены новые функции, другие могут выйти из гарантии, а некоторые могут сохраняться бесконечно долго.
Продление. Возможность повышения тарифов и уровней обслуживания или перемещение их к другому поставщику, если это необходимо.
Перемещаемость. Клиенты должны учитывать потенциальную необходимость передачи соглашения в случае продажи их бизнеса.
Служба поддержки. Клиенты должны сообщать о проблемах, указанных в CSA, в службу поддержки.
Техническое обслуживание включает в себя достаточную избыточность, чтобы его можно было выполнять без ущерба для сервиса.
Субподрядные услуги. Клиент должен убедиться, что CSA непосредственного поставщика однозначно заявляет, что его CSA относится к полному сервису, независимо от того, являются ли части сервиса сторонними.
Лицензионное программное обеспечение. Облачные услуги могут включать стороннее лицензионное программное обеспечение, которое оплачивается ежемесячно на основании лицензионного соглашения с поставщиком услуг. Такое ПО регулярно обновляется его производителем.
Отраслевые стандарты. Клиенты, которые работают в регулируемых отраслях, должны убедиться, что их юридическая команда полностью вовлечена в переговоры по CSA.
Дополнительные условия для разных географических регионов или стран. Законодательство о защите персональных данных является одним из важных аспектов, но клиенты не должны в соглашении ограничиваться только им.
В зависимости от выбранной модели предоставления услуги могут быть разные требования к содержанию CSA: инфраструктура как услуга (IaaS), платформа как услуга (PaaS), программное обеспечение как услуга (SaaS) и рабочий стол как услуга (DaaS, Desktop-as-a-Service). Эластичность является фундаментальным преимуществом использования облака, Соглашения об облачных услугах отражают необычные аспекты его аутсорсинга.
IaaS, Faas. Облачные IaaS CSA аналогичны SLA для сетевых служб, хостинга и аутсорсинга центров обработки данных. Основные проблемы связаны с отображением требований приложений высокого уровня на уровне сервисов инфраструктуры. Метрики хорошо понятны в абстракциях IaaS (вычисления, сеть и хранилище). Клиенты должны настаивать на включении следующих метрик в своем облачном SLA:
показатели: доступность, продолжительность простоя, время перезагрузки сервера;
метрики сети: доступность, потеря пакетов, пропускная способность, задержка, среднее / максимальное дрожание;
метрики хранения: доступность, ввод / вывод в секунду, максимальное время восстановления, время обработки, задержка с внутренним вычислительным ресурсом.
Метрики вычислений обычно исключают уровни обслуживания для их производительности. Заказчикам просто гарантируется доступность вычислительных ресурсов, за которые они заплатили. Клиенты должны различать среды разработки IaaS и производственные среды IaaS при рассмотрении своих соглашений об облачном обслуживании. В производственных средах обычно требуются более строгие цели уровня обслуживания, чем в средах разработки. Сетевые метрики в облачном SLA обычно охватывают подключение центра обработки данных облачного провайдера к интернету в целом, а не к какому-либо конкретному провайдеру или клиенту. В договорах IaaS предпринимаются некоторые усилия по стандартизации, которые помогают описывать и управлять услугами, предлагаемыми на этом уровне. По возможности клиенты должны убедиться, что CSA включает положения, требующие от своих облачных провайдеров поддержки открытых стандартных интерфейсов, форматов и протоколов для повышения функциональной совместимости и портативность.
PaaS, CaaS. Существуют два основных подхода к созданию решений PaaS: интегрированные решения и решения на основе развертывания. При рассмотрении соглашения об обслуживании PaaS клиенты должны учитывать компромиссы в гибкости, контроле и простоте использования, чтобы определить, какой подход лучше всего соответствует их бизнес-потребностям:
Интегрированные решения. Это среды разработки, доступные через интернет, которые позволяют разработчикам создавать приложения с использованием инфраструктуры и сервисов промежуточного программного обеспечения, поддерживаемых поставщиком облачных услуг. Управление приложением и его выполнение в первую очередь контролируется облачным провайдером. Как правило, разработчики услуг имеют доступ только к определенному провайдером набору API, которые предлагают ограниченный контроль над координацией выполнения кода.
Решения на основе развертывания. Позволяет развертывать промежуточное программное обеспечение поверх ресурсов, приобретенных у облачного провайдера согласно договору IaaS, предлагая услуги по развертыванию для клиентов, которые автоматизируют процесс установки и настройки промежуточного ПО. Эти решения PaaS дают богатый набор возможностей управления, включая возможность автоматического изменения количества машин, назначенных приложению, и автоматическое масштабирование в соответствии с использованием приложения.
При рассмотрении своих договоров об облачном обслуживании PaaS, клиенты должны различать среды разработки PaaS и производственные среды PaaS. В производственных средах обычно требуются более строгие цели уровня обслуживания, чем в средах разработки. Как минимум все требования IaaS SLA должны включаться в PaaS SLA. Появляются стандарты, помогающие идентифицировать услуги PaaS, предлагаемые поставщиками облачных услуг, и стандартные интерфейсы для связи с поставщиками PaaS для предоставления или управления периферией. Такие стандарты, как OASIS Topology and Orchestration Specification для облачных приложений (TOSCA), уже разработаны для решения вопросов переносимости и совместимости между провайдерами. Кроме того, предложения PaaS с открытым исходным кодом, такие как Cloud Foundry и OpenShift, начинают набирать обороты на рынке. Заказчики должны убедиться, что их CSA включает в себя поддержку открытых стандартов по мере их появления, чтобы уменьшить зависимость от провайдера.
SaaS, DaaS, FaaS. Учитывая разнообразие услуг, предоставляемых на основании SaaS-договора, сложно предоставить исчерпывающий и репрезентативный список целей уровня обслуживания SaaS, на которые клиенты должны обратить внимание в своих CSA. Однако клиенты должны ожидать, что общие цели уровня обслуживания SaaS, такие как ежемесячное совокупное время простоя каждого приложения, время отклика приложения, постоянство информации о заказчике и автоматическая масштабируемость, обязательно должны быть включены в их CSA. Клиенты должны убедиться, что данные, хранящиеся в облачных ресурсах провайдера, хранятся в стандартных форматах, чтобы обеспечить их переносимость в случае необходимости перехода к другому провайдеру. Заказчики услуг должны настаивать на гибких договорах с отчетностью, которая содержит измеримые критерии по отношению к их целям, а не к потребностям поставщиков облачных услуг.
Интерес к облачным услугам отражает объективный мировой процесс: отказ от владения в пользу аренды во всем — от жилья до гаджетов. Люди все чаще хотят заменить право владения правом пользования. Облачные вычисления позволяют развить эту тенденцию и дополнительно снимают ограничения. Потребности современной компании изменились: больше не возникает вопрос, стоит ли использовать облако, вопрос лишь в том, какую модель облачных услуг выбрать.